Воспитательный потенциал школьного естественно-научного образования
В статье обосновываются возможности воспитания в современных естественно-научных школьных курсах, реализующих стандарты образования, построенные на компетентностной основе. Показаны дидактические возможности этих стандартов, обеспечивающие реализацию их воспитательного потенциала. Основной акцент в статье сделан на формировании мировоззрения школьников, а также их метапредметных компетенций. Обосновывается, что фактологический отбор содержания образования, действовавший в школьном образовании, не может решить ключевые проблемы воспитания. Указан ряд новых научных направлений, которые должны стать базовой частью естественно-научного образования. Обосновывается связь качества образования с возможностями воспитания, показано, что низкое качество образования делает задачу формирования научного мировоззрения школьников практически нереальной. В статье доказывается необходимость использования дидактических обобщений, раскрытия экспериментальной основы естественно- научного образования. Сформулирована основная цель реализации воспитательного потенциала. Описаны социальные риски низкого уровня воспитания школьников.